Описывая особенности франчайзинговой деятельности, нельзя не коснуться его финансовых аспектов. Один из них – роялти. Что это? Как исчисляется? Кому, когда и кем выплачивается? – на эти вопросы мы ответим в сегодня.
Сначала обратимся к Главе 54 Гражданского Кодекса РФ, чтобы определить какие финансовые отношения подразумеваются между сторонами франчайзингового договора:
Глава 1030. Вознаграждение по договору коммерческой концессии
Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
Если переводить на «человеческий» язык, то на законодательном уровне финансовые отчисления сторон никак не закреплены и не регламентированы. То есть, франчайзер может выдвигать практически любые условия сотрудничества своему потенциальному партнеру, а уже франчайзи определяться – готов он на них согласиться или нет.
Тем не менее, в международной практике франчайзинга принято 2 вида платежей: паушальный взнос и роялти. Отметим, что оба вида платежей не являются обязательными и какой-либо из них может отсутствовать. Но в традиционной системе франчайзинга именно эти платежи являются основным источником дохода для франчайзера.
Его франчайзи выплачивает единовременно при подписании договора и только после этого происходит передача прав, инструкций, регламентов и других документов для создания франшизного предприятия.
Роялти – это более сложное понятие. При его изучении, вы можете столкнуться со следующими вариациями названия: лицензионные платежи, ройялти, роялити, франчайзинговые взносы
Роялти компенсируют франчайзеру расходы на оперативную поддержку работы франчайзи, маркетинговые исследования и деятельность по развитию бизнеса. Отсюда следующий термин:
Чтобы эффективность роялти наступила как можно быстрее с момента организации франшизного предприятия, важно правильно рассчитать размер роялти. И в этот момент даже опытный франчайзер может столкнуться с рядом сложностей.
Существуют следующие виды роялти со своими плюсами и минусами:
Чтобы сделать систему выплат роялти более гибкой, эксперты рекомендуют использовать дополнительные условия. Например, специальные коэффициенты роялти, зависимые от срока существования франшизной точки, или от сезона.
Очевидно, что каждая из систем обладает своими достоинствами и недостатками. Поэтому некоторые франчайзеры отказываются от использования роялти. Они предпочитают зарабатывать только на паушальном взносе, либо дополнительно, например, на поставке товаров.
Такой подход, конечно, очень привлекателен для потенциальных покупателей. Но при этом может вызывать сомнения о добросовестности франчайзера. Ведь чем ниже его требования к роялти, тем меньше его заинтересованность в успешности франшизного предприятия и тем меньше он готов вкладываться в работу своего франчайзи.
В любом случае, каждая система – имеет право на жизнь. Если вы франчайзер и находитесь на этапе выбора, помните, что роялти не должны быть более 30% его ежемесячного дохода вашего франчайзи-партнера. Просчитайте все детали, взвесьте «за» и «против», а лучше всего – обращайтесь в «Первую франчайзинговую компанию» по тел. (812) 931-56-63. Мы поможем определить размер роялти и сформулировать максимально выгодное предложение для вас и ваших клиентов.