Правовые аспекты франчайзинга

14Вы искали информацию о юридических условиях заключения франчайзингового договора? И, наверняка, с удивлением обнаружили, что поисковые системы выдают термин – «коммерческая концессия». Одно понятие сложнее другого! Давайте разбираться, что они означают на законодательном уровне.

Но для начала немного истории. Первый закон, регламентирующий отношения франчайзера и франчайзи, появился в далеком 1971 году в Калифорнии. На тот период времени масштабы  распространения мошенничества и афер с участием схем франчайзинга на рынке США достигли своего апогея. И вопрос эффективного правового регулирования данного вида бизнес-сотрудничества встал очень остро.

Надо отметить, что принятые меры дали отличные результаты. На сегодня американская модель франчайзинга максимально прозрачна и безопасна для всех участников сделок. Так, например, создан отдельный документ — Uniform Franchise Offering Circular (UFOC) — который регулирует качество и количество информации о франшизе, которые предоставляет франчайзер потенциальному покупателю.

В Америке все четко и жестко регулируется. Но если вы пролистаете Гражданский кодекс Российской Федерации, то сильно удивитесь, когда не увидите понятие «франчайзинг». И это не случайно. Вместо него принято применять словосочетание «коммерческая концессия» (ГК РФ, статья 54):

  • «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)».

Статья 54 ГК РФ также содержит информацию по особенностям договора коммерческой концессии (вознаграждение по договору, права, обязанности и ограничения прав сторон, внесение изменений и т.п.). Но практика и опыт франчайзинговой деятельности показывают, что этого не достаточно. И этот факт, конечно, влечет за собой последствия.

Во-первых, это еще одно доказательство того, что развитие франчайзинга в России только набирает обороты. И позволяет недобросовестным франчайзерам выдавать свои презентации и бизнес-планы за «прибыльные франшизы», и практически беспрепятственно реализовывать их на рынке.

Во-вторых, подобная ситуация вынуждает стороны соглашения применять при оформлении сделок дополнительные разделы (статьи, параграфы) ГК РФ:

  • Глава 70. Авторское право,
  • Глава 75. Права на секрет производства (ноу-хау),
  • §2. Право на товарный знак и право на знак обслуживания,
  • Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

В-третьих, это затрудняет процесс получения кредита на выгодных условиях для начинающих франчайзи. Они вынуждены брать дополнительные суммы под предлогом «развития малого бизнеса» (примерно 18% годовых). Хотя в мировой практике уже давно принято кредитовать начинающих франчайзи по более низкой процентной ставке (ориентировочно, от 2 до 8% годовых).

Есть еще многие другие нюансы правового регулирования франчайзинговых операций. И сложно описать их все в одной статьи. Поэтому, если у вас возникли вопросы, комментарии, уточнения – звоните в «Первую франчайзинговую компанию»! Мы поможем и подскажем, как защитить ваш бизнес и увеличить ваши доходы.

Другие статьи:

mobil delvac mx 15w40 цена мобил 15w40 цена
 
кільце ущільнююче купить запчасть 001323969 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
миксинг биткоинов
 
kannada movie songs free download website